В свете последних событий решился написать эту статью, где попытаюсь изложить концепцию создания школ паркура, фактически оправдывающие их появление и существование.
Итак, случилось то, что должно было случится, а именно - появление секций и школ для обучения паркуру. И, как обычно, подавляющее большинство представителей паркур-сообщества относится к этому негативно.
Попробуем разобраться, что к чему и как обстоит дело с обучением паркуру.
Подавляющее большинство трэйсеров во всём мире, это энтузиасты-самоучки, осваивавшие паркур по видеороликам и самостоятельно доходившие до технических тонкостей выполнения определенных элементов, разработке тренировочных методик и т.п. Конечно, среди них встречаются и профессиональные спортсмены - легкоатлеты, гимнасты, акробаты, а так же люди, имеющие хороший уровень физической подготовки, но их процент, относительно основной массы занимающихся паркуром, достаточно небольшой.
Общеизвестно, что широкое распространение паркура началось в 2002-03 годах, после выхода фильма "Ямакаси". Именно тогда стали появляться первые команды, которые в то время даже не знали, что то, чем они пытаются заниматься, называется паркур. Кто-то из них добился в паркуре очень многого. Но абсолютное большинство забросило своё увлечение. Одной из объективных причин, на мой взгляд, является именно отсутствие методики изучения, перечня элементов, описания и классификации, терминологии. Тогда паркур находился в зачаточном состоянии - катастрофически не хватало информации и наглядного материала. Это сейчас в сети полно вебресурсов, посвященных данной тематике, достаточно толковых статей, видео и фотоматериалов, туториалов. И постоянно появляются новые.
...Попробую реконструировать то, как происходило увлечение паркуром у десятков (а возможно и сотен) "команд" в России и странах СНГ. Я беру для примера среднестатистическую команду. Можно даже выделить несколько этапов:
1. Первое впечатление. Как правило, причиной являлся либо фильм, либо видеоролик, который в любом случае не сможет оставить равнодушным. Потом появлялось желание научится хотя бы чему-то из увиденного.
2. Поиск единомышленников. Расспрос знакомых, поиск в сети, либо прямая "вербовка" друзей/знакомых/одноклассников/сокурсников попробовать заняться паркуром.
3. Первая "тренировка". Кривые прыжки с высот, попытки выполнения ваультов (в основном - two hand и lazy). Возможно - отбитые подошвы, ссадины, ушибы, царапины или травмы посерьёзнее.
4. Поиск информации. Название и описание выполнения элементов, методики изучения. При невозможности найти информацию (нет доступа к интернету или просто плохо искали) кто-то даже пытается называть элементы, увиденные в кино или видеоролике по своему.
5. Нерегулярные тренировки. Постепенное освоение базовых элементов в зависимости от уровня физической подготовки, от одной-двух недель до одного-двух месяцев.
6. Общение на форумах. Сбор информации в интернете. Формирование определенной структуры тренировок (как правило не систематической).
7. Наработка техники. Поиск (зачастую безуспешный) гимнастического зала для освоения сложных элементов и акробатики.
8. Распад команды, либо смена состава. Как правило происходит в конце осени в связи с недостатоком времени и невозможностью систематически тренироваться на улице. Отсутствие специализированного помещения.
Вот так, примерно, всё и происходит. В итоге отсеиваются единицы тех, кто действительно делает паркур частью своей жизни. Остальные, попробовав, теряют интерес, мотивацию к тренировкам, даже если имеют определенные перспективы.
Сейчас развитие паркура стремительно набирает обороты. Он становится востребованным в шоубизнесе (кино, реклама), соответственно, о паркуре узнает масса обывателей, многие из которых хотели бы освоить искусство перемещения. Но не имеют такой возможности из-за отсутствия людей, которые могли бы их учить.
Не каждый человек может самостоятельно начать заниматься и потом поддерживать собственную мотивацию. Появляется необходимость в специализированных школах паркура, где любой желающий может учиться под руководством опытных трэйсеров, имеющих достаточный теоретический и практический опыт, способных организовать полноценный тренировочный процесс для новичка, следить за соблюдением техники безопасности.
Для начинающих трэйсеров не лишним будет упомянуть, что такое паркур.
Паркур - это совокупность навыков владения собственным телом при хорошей физической подготовке, что-то вроде синтеза легкой атлетики, скалолазанья, акробатики и боевых искусств. Примерно такое определение дается паркуру как в СМИ, так и на тематических вебресурсах. Разберем подробнее? ОК.
- Паркур сам по себе является универсальным видом физической активности, по сравнению с различными видами спорта, которые в большинстве случаев имеют узконаправленную специализацию. Соответственно, паркур не принято считать видом спорта именно из-за того, что он в основе имеет свободный, творческий подход к технической части. Паркур не признает ограничений и правил, навязываемых другими видами спорта, ориентированными на соревновательный фактор и ограничиваемых определенными условиями для каждого конкретного вида. Если для тренировок в каких-то конкретных видах спорта нужны специализированные условия: стадион, покрытие, снаряжение, то для тренировок в паркуре подойдёт практически любое окружение: детская площадка, лестница, стена, бетонный забор и т.п. Но тренировки не ограничиваются только отработкой элементов, очень важную роль играет физическая подготовка - сила, выносливость, гибкость, при этом физическое развитие должно быть всесторонним. Факт: многие профессиональные спортсмены, ориентированные в узкоспециализированных тренировках своего вида спорта не могут делать то, что может делать среднестатистический трэйсер.
Несколько основных ошибок начинающих, которые возникают еще до начала тренировок - это переоценка собственных возможностей, неправильное восприятие, отсутствие понятия о системе.
- Переоценка собственных возможностей. Со стороны паркур смотрится очень красиво, а множество базовых элементов кажутся простыми... до тех пор, пока не попробуешь. А потом оказывается, что для большинства всё вовсе не так просто: сделать дроп с полутораметровой высоты и правильно приземлится, перепрыгнуть через двухметровое расстояние между двумя крышами, взобраться с разбега на стену выше своего роста в два раза, пронести ноги между руками выполняя манки, случается, что не могут даже правильно повиснуть в кэтлип. Банально, оказывается, что не все могут и умеют подтягиваться, делать ролл, правильно бегать и даже правильно дышать.
- Неправильное восприятие, стереотипы. Была такая фраза, сказанная дедушкой Лениным (если вы, конечно, помните, кто это): "Из всех искусств, важнейшим для нас является кино." Так вот, перефразировав вождя револьции можно сказать, что "важнейшим инструментом демонстрации паркура является видео". Отсюда следует, что первоначальное знакомство с паркуром у абсолютного большинства начинается с видео. Соответственно создается первое впечатление, которое, как известно, часто бывает обманчивым. Видео в большинстве случаев снимается с целью демонстрации мастерства и, соответственно в таких видеороликах очень много эффектных элементов и акробатики. У обывателя создается впечатление: паркур - это набор прыжков, мегажести и акроэлементов. Ну а дальше включается знакомый многим механизм и первоначальное желание - учится именно самым эффектным и опасным элементом и обязательно акробатике - в первую очередь. Что из этого получится у новичков с уровнем физической подготовки, который можно охарактеризовать емким термином - "мясо", вы можете догадаться и сами.
- Отсутствие понятия о системе тренировок. Как я уже говрил выше, первоначальные самостоятельные тренировки большинства - это попытки повторять увиденное. Основная ошибка здесь в том, что зачастую пытаются делать то, к чему не готовы физически и морально. Знаете как часто зарабатывают травмы на первых тренировках? Делают что-то "на слабо", чтобы показать друзьям свою "крутость". Тело у человека достаточно мягкое, кости хрупкие, а асфальт - жесткий. Когда встречается одно и другое... в общем, приятного мало. И только получив первоначальный горький опыт многие начинают задумываться и задавать вопросы "Как научится?", "Что я делаю неправильно?", "Что нужно делать для того чтобы..?" и т.п.
Существует два способа тренировки:
1. Произвольная (хаотическая).
2. Систематическая.
Произвольная тренировка представляет собой свободное перемещение группы (команды) трэйсеров по определенной территории от спота (точки для выполнения какого-то элемента или набора элементов) к споту в произвольном порядке, что-то вроде: "А пойдемте манки поделаем", "Всё, чё-та я сёдня прыгать ваулты не хочу, пойдемне на песок сальто покрутим" или "Там гаражи есть классные, можно на них попрыгать" и т.д и т.п. В процессе подобных тренировок присходит постепенное нарабатывание навыков. Но идет оно хаотично, не от простого к сложному, а от сложного к непростому. Ну а что? Многие думают, что если что-то простое - то и делать его не обязательно, оно же - простое. Поэтому и отрабатывают, к примеру, лэндинг с высоты не меньше двух метров, а потом мучаются от болей в суставах и смещений в позвоночнике.
Ну если разобраться - многие из нас так и начинали. Многие могут похвастаться травмами, полученными именно в такой период.
Систематическая тренировка - это уже осознанный подход к тренировочному процессу, создание своеобразной системы. Постепенная наработка навыков, и развитие физической подготовки. К сожалению, такой вид тренировки практикуют очень немногие. Зато те, кто практикует, подходят к паркуру серьезно. Вот к примеру, ответте на вопрос: Нужна ли разминка перед тренировкой в паркуре?
На удивление, многие отвечают на этот вопрос отрицательно, мотивируя это тем, что "нужно быть готовым быстро примениить свои навыки в экстремальной ситуации, когда времени на разминку и подготовку не будет" и, якобы, нужно тренироваться в максимально приближенных к экстремальным условиях безо всякой разминки. Правильно. Только вот в любой секции боевых искусств, где обучают самообороне, проводят разминку, уделяют особое внимание физической подготовке и технической части приёмов, а не избивают обучающихся, чтобы те получали навыки самообороны в максимально приближенных к реальной драке условиях. Думаю, аналогия ясна.
Далее, само освоение элементов производится поэтапно. В первую очередь изучается... нет, не сальто, как думают некоторые, а техника прыжков и приземлений. Техника опорных прыжков на различных классах препятствий. Затем связки элементов, прохождение трассы. При этом, наилучшим вариантом является является тот, когда тренировочный процесс отслеживает и контролирует тот, кто имеет достаточно высокий теоретический и практический опыт.
Кстати, а кто-нибудь из вас пробовал написать себе программу тренировок на листочке? Вряд ли моногие ответят на этот вопрос положительно.
Почему систематическая тренировка лучше, чем произвольная? В процессе контролируемой систематической тренировки нарабатывается необходимый комплекс навыков в оптимальной последовательности. То есть: ОФП -> гибкость -> координация -> прыжковая техника -> базовые элементы и т.д. Если этот процесс контролирует знающий человек, то он сможет скорректировать тренировки в правильном направлении. Да и начинающему трэйсеру не придется потом жалеть, что он решил учиться делать monkey до того, как научится перепрыгивать препятсвие выше собственных коленей. Кому-то из читающих может быть смешно, а между тем, многие из окружающих нас, не умеют даже правильно ходить, не то что прыгать.
Произвольная тренировка больше подходит тем, кто имеет опыт и достаточно высокий уровень в паркуре и, соответственно, может строить тренировку по своему усмотрению. К примеру сократить до минимума разминку и сфокусироваться на отработке какого-либо конкретного элемента, либо его усложненной модификации, либо связки элементов.
Итак, к чему я, собственно веду. Любая дисциплина, любое искусство передается и развивается в процессе обучения. Самый лучший вариант - это обучение человека человеком. Возможны варианты обучения чему-либо посредством специализированной литературы, пособий и наглядного материала. Кстати, большинство (почти все) трэйсеры-самоучки, учились выполнению элементов по видеороликам. Это как раз случай использования наглядного пособия. Удивляет негативное отношение некоторых к появлению школ паркура, хотя многие новички воспринимают это с энтузиазмом.
Попробую разобрать доводы и причины негативного отношения к появлению школ паркура.
Итак...
Для начала самые глупые доводы (авторов приводить не буду, потому как не помню. Все фразы воспроизвожу по памяти, часть из них встречается на форумах, часть реплик приходилось читать при личной переписке):
1. "Дэвид Бэлль против школ паркура!"
Ребята, кто вам это сказал? Сам Дэвид? Как вы тогда объясните то, что он проводил семинары по паркуру?
2. "Это противоречит философии паркура." Ну это вообще универсальный довод, который можно применить к чему угодно. И, пожалуй, самый глупый из всех доводов. Не поленюсь лишний раз повторить: Философия паркура - это не свод законов/правил/ограничений, не устав и не библия. Философия - это то, что наполняет смыслом ваш паркур. У каждого трэйсера своя философия!
Если кто-то вдруг найдет в сети "философию паркура" в виде армейского устава, табели о рангах или коммерческого договора, где будут четко оговорены все пункты отличий, различий, противоречий и запретов - обязательно дайте знать.
3. "Паркур - некоммерческое явление. Почему я должен платить деньги?" Ну это более-менее внятный довод, поэтому я разберу его поподробнее.
Под понятием "некоммерческое явление" многие имеют в виду "бесплатный". Да, великая вещь - привычка. Когда в России и странах бывшего союза начинал развиваться брэйкдэнс - он тоже был некоммерческим. Потому что начинали его развивать энтузиасты, самостоятельно и бесплатно. Сейчас сушествует множество студий и школ, где брэйк преподают за деньги и никого не удивляет этот факт. После того, как какое-то явление достигает определенной фазы развития, оно для дальнейшего развития требует определенных финансовых вливаний. Соответственно - проведение тренировок в специализированном помещении требует средств на аренду этого помещения. Ну и, собственно, проведение тренировок с новичками - это достаточно трудоёмкий процесс, затрачиваемое время, приложение собственных знаний и опыта, несение ответственности. В общем - это тоже работа. А любая работа, пол законам рынка, должна оплачиваться.
4. "Почему я должен учиться у кого-то, если могу научиться сам." Резонно. Если любишь преодолевать трудности - твоё дело. Многие люди, к примеру, учатся в школе или ходят на курсы иностранного языка, хотя вполне могу учиться сами. Может быть дело в том, что быстрее и легче - когда учит кто-то?
5. "Из-за подобных школ паркур попсеет!" А в чём, собственно, заключается это "опопсение"? В том, что становится всё больше людей, увлекающихся паркуром? Может стоит всё-таки повнимательнее посмотреть на проблему, чтобы стало ясно, что проблемы нет. Лично я не вижу ничего плохого в том, что трэйсеров становится больше. При любом раскладе, повального увлечения паркуром не предвидится по множеству причин, основной из которой является серьезность отношений к тренировкам и поддержание физической формы. Для абсолютного большинства это очень большая проблема. Многие, увлекшись паркуром, быстро "перегорают" по причине сложностей с организацией тренировок и отсутствием мышления, по причине полученных по глупости травм и т.п. Для паркура один-два месяца занатий - это не срок, особенно при отстутсвии регулярных тренировок. Ну а то, что каждый потом норовит называться трэйсером, благодаря тому, что он как-то "неделю прыгал с друзьями по горожам" - настоящих трэйсеров волновать не должно.
Да и вообще, по статистике, трэйсеров в мире сейчас гораздо меньше, чем "эльфов" и "хоббитов".
Всё-таки школы паркура на данном этапе его развития в России и СНГ - это необходимая вещь. Проблема заключается в том, что на данный момент есть не так уж много людей, способных обучать, имеющих достаточный опыт и знания. Коммерциализации паркура не избежать в любом случае, но это должно оправдываться профессиональным подходом к дальнейшему развитию и правильному обучению. Создание школ паркура раскрывает новые перспективы развития дисциплины, как полноценного направления, имеющего наработанную техническую базу и методику преподавания и, как следствие, более серьезное отношение общественности.